авно это было. По степям Прикумья
кочевал ногайский князь Иштерек. Была у него дочь
Султанет. Сильно хворала Султанет. Иштерек звал
лекарей, знахарей, обещал отдать табуны лошадей и
овец за спасение любимой дочери, но никто не мог
ее вылечить. Однажды странствующий старик
посоветовал Иштереку отвезти дочь на Дон: "Там
есть ключ Ак-су (белая, живая вода). Напои ее той
водой". Быстро собрался Иштерек. Он
передвигался по бескрайним степям, переходил
реки. Спешил. Вокруг безлюдье. Только ковыли
шумят да дикие птицы и звери встречаются на пути.
Не у кого спросить, где же ключ. Единственный
встретившийся путникам старец рассказал, где
бьет Ак-су. "То владение вольных людей-казаков.
Атаманом у них Сары-Азман, значит рыжий
человек," - сказал старик.
Встретился,
наконец, Иштерек с вольными людьми. Сары-Азман
дружелюбно принял ногайцев и довел до живого
ключа. "Сколько больных ни приходило к нему,
все стали здоровыми," - сказал атаман.
Наклонилась к ключу Султанет и припала к нему
губами. Налилась целебной воды и сразу
почувствовала, что сил прибавилось, боль в груди
исчезла. Порозовела Султанет, а красоты она была
необыкновенной. Полюбил ее Сары-Азман. Послал
своих товарищей к отцу Султанет с просьбой
выдать Султанет за него замуж. Не захотел Иштерек
оставлять дочь в незнакомых местах и отклонил
предложение Сары-Азмана. Султанет тоже полюбила
казачьего атамана и твердо решила стать его
женой, даже без согласия отца. Наступила ночь. Она
незаметно вышла из шатра, осторожно прошла мимо
дремавшей стражи. В глубокой Кобяковской балке
ждал ее Сары-Азман.
Хватился
дочери Иштерек, организовал погоню. Долго
разыскивал по окрестным местам. Вдруг на полном
скаку сорвался конь с крутого, каменистого
обрыва и разбился вместе с седоком. Тогда все
ногайцы перешли под правление Сары-Азмана,
С тех пор
место, где было становище Иштерека, стали
называть Кизи-Тиринга, что значит пропав-шая
девушка. А поселение, расположившееся возле
ключа Ак-су, нарекли Ак-саем.
Так гласит
легенда.
А вообще, первые
документальные свидетельства о наличии
казачьего поселения в пределах нынешнего Аксая
относятся к 1570 году. Из государственных архивных
документов-статейного списка русского
посольства И. Новосильцева в Турцию 1569 года
известно, что в январе 1570 года из Москвы в
Константинополь через Азов отправилось
посольство, которое возглавил Иван Петрович
Новосильцев. Цель посольства - поздравить, хотя
бы с опозданием, турецкого султана Селима И в
связи с его восшествием на престол, состоявшемся
в 1566 году. От города Рыльска, что ныне в Курской
губернии, посольство сопровождали атаманы и
казаки во главе с Михаилом Черкашениным.
Посольство получило строгий царский наказ:
"...из Рыльска итти не мешкая... А как даст бог
Иван близко Азова будет в ближних зимовищах
атаманских, и ему Мишиных товарищов казаков двух
или трех послати азовскому диздарзеферю про себя
сказати, что он от великого государя царя всея
Руси идет к брату его и другу Семилу Салтану, и он
бы прислал пристава и людей, чтобы ему до Азова
дойти здорово..."
7 июля 1570 года
И. Новосильцев направил царю Ивану Васильевичу
(Грозному) письмо с информацией о завершении
первого этапа посольства, в котором, в частности,
сообщил что "Азовский Диздарь Сефер прислал на
встречу на Океанское устье под Кобяково городище
Агу Закафею". Таким образом, 7 июля 1570 года
вполне может быть принято в качестве даты
рождения города Аксая. С этого времени казаки и
турки при сопровождении по своим территориям
разменивались здесь послами, следовавшими в
Турцию и Россию.
Расположившийся
здесь, в пограничной полосе, казачий городок
неоднократно подвергался разорительным набегам
со стороны турок, крымских татар и ногайцев.
Однако удобное местоположение на высоком берегу
при слиянии реки Аксая с Доном, на перекрестке
сухопутных дорог, ведущих в столицу войска
Донского - Черкасск, вновь и вновь влекло сюда
людей. Разрушенное восстанавливалось, но
зачастую уже под новым наименованием.
После
Прутского мирного договора 1711 года, когда
интересы России были ущемлены и она вынуждена
была оставить Азов и Таганрог, здесь в 1720-1740-х
годах находилась сначала царская застава, а
затем таможенная застава, рядом с которыми было
небольшое поселение.
В архивном
документе 1734 года, перечислявшем царские заставы
вокруг Черкасска, говорится: "Первая, при
Усть-Оксае, куда, обыкновенно во время разлития
воды, казаки и вдовы, казачьи жены с детьми,
большею частик» из Черкасска выезжают и ежегодно
едва не чрез все лето жительство имеют, а при том
бывает торг с приезжими молороссиянами в покупке
и вымене на рыбу хлеба и прочего, чем несколько
тамошний народ, яко в пограничном месте, и
удовольствие свое имеет".
И только
теперь в название населенного пункта входит
слово "Аксай" по названию протекающей здесь
реки (с тюркского "Ак-су" - белая вода). В 1742
году это казачье поселение наносится на карту
как "Усть-Аксайский стан".
31 июля 1745 года
в Сенате обсуждался вопрос о перенесении
крепости Святой Анны, расположенной вблизи
города Черкасска, на новое место, при этом
"...генерал-фельдмаршал граф фон Лесий мнение
свое объявил, что ту крепость удобнее построить
на устье реки Аксая и для того то место велеть
осмотреть генерал-лейтенанту де Бреньи, а
генерал и кавалер Левашов объявил, что оное место
и он за потребное признавает, токмо не будет ли
противно мирному трактату, поставленному с
Отоманской Портой."
В результате
суждения, высказанного Левашовым, было решено
строить крепость Святого Дмитрия Ростовского не
на Аксае, а в каком-либо другом месте. Тем не
менее, де Брень место при устье реки Аксая
осмотрел и предложил возвести на Аксае
фельдшанец (полевое укрепление -"особый
окоп") после постройки крепости Дмитрия
Ростовского.
Неудобное
положение "донской Венеции" - столицы войска
Донского города Черкасска, постоянно
затапливаемого вешними водами, с 1770-х годов все
больше заставляло задумываться о перенесении
главного казачьего городка на новое место. Взоры
предводителей казачества все чаще обращались к
привычному месту, где был "нижний перевоз"
чере з реку Аксай.
С 1775 года (до
1811 г.) Черкасский округ в административном
отношении управлялся сыскным начальством,
которое большую часть времени находилось уже в
Усть-Аксайском стане.
В 1783 году в
Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви
с пределами святого Николая чудотворца и
великомученника Георгия Победоносца. А
"многоярусный, резной, золоченый по зеленой
земле, иконостас этой церкви -превосходной
работы, устроен в С. Петербурге знаменитым
архитектором Растрелли".
Здесь же в 1786
году "по найму рядчика Буденнова делались
Триумфальные ворота.
В 1791 году
Усть-Аксайский стан переименовывается в станицу
Аксайскую.
Когда
окончательно было решено перенести столицу
войска Донского на новое место, станица
Аксайская, в числе других местностей
предназначалась для занятия новым городом.
Главной причиной,- как свидетельствуют архивные
докуменеты, - почему сюда не была перенесена
столица Дона при М.И. Платове, было опасение, как
бы коммерческая деятельность Аксая, как удачно
расположенного, не привела бы к падению у казаков
военного духа и забвению героизма их славных
предков. И действительно, географическое
положение Аксая было столь благоприятным, что
его соседи торгово-промышленные города Ростов и
Нахичевань длительное время не могли с ним
соперничать.
С момента
основания в 1805 году города Ново-черкасска и до 1837
года казаками на самых высоких уровнях
управления государством поднимался вопрос о
перенесении столицы войска Донского теперь уже
из Новочеркасска в Аксай. Но попытка перенесения
не удалась...
Устройство в
1854 году капитальной Ольгинской дамбы через все
займище (долину) Дона еще больше способствовало
выгодам станицы.
Между тем
Ростов, представлявший до 1850-х годов в сравнении
с Аксайской станицею село, благодаря своему
положению постепенно разрастался и, наконец,
сделался центром торговой и промышленной
деятельности в низовьях Дона.
В годы
Крымской войны 1853-1856 годов Аксаю отводилась
особая роль. На случай возможного продвижения по
реке Дон турецких и английских пароходов с
десантом здесь, во время весеннего паводка 1856
года, должна была преградить им путь третья линия
обороны.
На дамбе
между станицами Аксайской и Ольгинской
соорудили два мостовых укрепления и семь
люнетов, вооруженные шестидесятыопятыо
полупудовыми единорогами.
В 1854-1855 годах
в устье реки Аксай сооружалась Азовская гребная
флотилия, несколько позже открылись мореходные
классы. Начал выпускать продукцию пороховой
завод, расположившийся на пологом склоне балки
северо-западной окраины станицы.
Апогея своего
развития Аксайская станица достигла в начале
1860-х годов, когда от Грушевских копей (г. Шахты) до
Аксая была проведена первая на Дону железная
дорога.
Продление
этой железной дороги в 1868 году до Ростова и затем
соединение ее с общей железнодорожной сетью, с
образованием в Ростове-на-Дону узла трех дорог
(хотя при избрании направления Владикавказской
железной дороги начальным пунктом намечалась
станица Аксайская, где была уже готовая
Ольгинская дамба через через Донское займище)
окончательно лишило Аксай прежнего значения, и
торговая деятельность в станице перешла в
область преданий.
|